Все для бизнеса в Британии

 
 
Познавательные материалы
Фильм «Заводной Апельсин». PDF Печать E-mail

Фильм «Заводной Апельсин».

«Заводной Апельсин» один из самых известных фильмов, одно из самых известных режиссеров современности Стенли Кубрика. Писать об этом фильме сложно потому, что написано о нем очень много. Пересказ фильма займет не много времени потому, что истории, которые рассказывает Кубрик очень просты, как сама жизнь. Они наполнены деталями и картинками, но в целом могут укладываться в нескольких абзацах. История должна быть простой и яркой, этому кредо Кубрик не изменял даже в таких крупных полотнах, как фильм «Бари Линдон».

Фильм «Заводной Апельсин» это классическая история взросления. Та самая, что писалась Достоевским в «Подростке» или Стругацкими в «Обитаемом Острове». Если честно, то, пожалуй, история взросления это самая популярная тема литературы на протяжении многих столетий в разных странах. Кубрик рассказывает нам историю образцового подонка Алекса, роль которую с блеском исполняет Малкольм Макдауэл.  Подонок, легко узнаваем, почти у каждого есть такой омерзительный сосед 14 лет. Он не ходит в школу и проводит свои дни за пивом, драками, воровством и путается с сомнительными девками. Приводы в милицию и грубость с родителями и соседями стали его визитной карточкой...

Этот подонок верховодит в шайке ему подобных мерзавцев и череда убийств только случайно заканчивается тем, что его ловят. Его отправляют сидеть в тюрьму, а его подонки приятели становятся сотрудниками полиции, что, похоже, и легко узнаваемо. Из кого же еще состоит наша доблестная милиция?

Наш Алекс подвергается в тюрьме некоему лечению в результате, которого ненавидит насилие и становится не способным к нему из-за физиологического отвращения, которое вырабатывает лечение. К чему это приводит? Это приводит к тому, что оказавшись на свободе, он становится жертвой насилия со стороны тех, кем помыкал ранее. Общество больно и пропитано жестокостью и насилием. Это не месть, хотя подобный мотив трудно не усмотреть и в действиях родителей и бомжей и друзей и даже писателя, которого н с дружками покалечил, насилуя его жену… Вопрос не в том справедлив ли принцип «талиона» или нет. Общество больно и не готово воспринимать человека, который не может прибегнуть к насилию. Общество и есть насилие.

Наш герой совершенно пропал бы, но подонку Алексу встречаются люди, которые по своим морально-психологическим качествам еще более ущербны, чем они сами- политики. Тут его жизнь налаживается- раз и навсегда. Важно еще и то, что одним политикам противостоят другие. Блестяще сыгранный Патриком Мегом писатель Фрэнк  Александер. Представитель этих других доводит Алекса до попытки самоубийства. Но важно не это, а его пророческие слова «мы напугаем людей и они откажутся от свободы ради безопасности». Это и случилось после 11 сентября по всему англо-американскому миру, да что по англо-американскому по всему цивилизованному миру. Понятно, что ранее акцент все критики делали на то, что Энтони Берджесс по роману, которого был снят фильм побывал в СССР.  По сути, Алекс после лечения это и есть нелепая попытка строить социалистическое общество. Но Кубрик потому и великий режиссер, что увидел все многослойно и настолько глубоко, что сейчас его фильм актуален, как никогда.

 

Баннер
 

Шотландская волынка

Open in new window